Развитие головного мозга происходит не одномоментно. Есть вполне определённая последовательность развития функций, а затем более сложные «надстраиваются» на функции, которые уже сформировались. Другими словами, если сбой произошёл в самом начале формирования мозга, то он «потянет» за собой и все последующие «надстройки».
В самом начале жизни мир ребёнка состоит из простых ощущений: телесных, зрительных, слуховых. Зрение у младенцев не сфокусировано, поэтому весь мир – это красивые цветовые пятна. Ребенок двигает руками и ногами хаотично, движения ещё не согласованы. И только после того, как мама и папа многократно прикасаются к ручкам малыша, а всё вокруг перестаёт быть размытым – он начинает тянуться к предметам. И это — основной момент формирования координации глаз-рука, или зрительно-моторной координации.
Как только ребенок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, затем стоять – он начинает постигать своё тело и пространство вокруг. Ощупывая и рассматривая предметы – изучает форму и цвет. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь.
Именно эти функции психики — сенсорные (восприятие) и моторные, плюс способность всем этим сознательно управлять, — являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.
Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:
- ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)
- формируется правильное взаимодействие рук и ног развивается слуховое и зрительное внимание
- ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.
Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции.
!!!Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).
Занятия сенсомоторной коррекции могут быть и индивидуальными, и групповыми. Часто включают в себя когнитивные упражнения.
После нейропсихологической диагностики составляется коррекционная программа, содержащая определённые упражнения в определённой последовательности. Выбор упражнений для коррекции зависит от того, какой из видов занятий будет более эффективен для ребёнка.